Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Контрафактное топливо: Реальность и борьба на российских АЗС

Глава Росстандарта Антон Шалаев выделил, что в России значительно снизилась доля несоответствующего обязательствам топлива. На 2025 год в среднем она составляет менее 4%. Около 10 лет назад данный показатель превышал 20%. Также ведомство направило силы на вывод передвижных, фактически сейчас не регулируемых, автозаправочных станций (АЗС) из «серой» зоны.

Как строится работа на российских АЗС и возможно ли избежать попадания на контрафактное топливо, разбираем в материале Агентства нефтегазовой информации.

Рост рынка АЗС

С каждым годом в России открывают все больше автозаправочных станций. Более половины из них приходятся на новые федеральные автомобильные трассы, тем самым избавляя автомобилистов от проблемы отсутствия топлива.

По данным «ОМТ-Консалт», в 2024 году общее число АЗС в стране, без учета новых регионов, увеличилось на 1,7%. Их количество составило 28,97 тыс. Следует отметить, что основной рост пришелся на независимых операторов, тогда как вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) сократили свое присутствие в этом сегменте. Сеть независимых операторов увеличилась на 2,9%, до 19,84 тыс. станций, ВИНК - на 0,9%, до 9,13 тыс. Эксперты выделили, что рост был отмечен в городах-миллионниках, где общее число АЗС выросло на 95 объектов.

Открытие новых АЗС стабильно показывает рост, а вот насколько качественное топливо поставляется на такие объекты?

До 2020 года Росстандарт публиковал специальную карту, которая отражала информацию по выявлению некачественного продукта на территории регионов РФ.

По данным ведомства, в 2019 году всего было отобрано и испытано 1942 образца автомобильного бензина и ДТ, из них 152 образца (7,8%) не соответствовали установленным нормам. По бензину доля выявленных нарушений составила около 3,5%, по дизельному топливу – 15,1%.

По качеству продукции в отчетный период были выделены шесть регионов, где более 20% заправочных станций торгуют контрафактом: республика Северная Осетия, Башкортостан, Рязанская, Иркутская и Ярославская области, Красноярский край. Но все же, большинство регионов вошли в число тех, кому по праву можно доверять в вопросе заправки своих автомобилей.

Берегись подделки

По словам председателя координационного совета ФАР Сергея Канаева, причины появления некачественного топлива на АЗС связаны в первую очередь с желанием увеличить прибыль продавцов.

«Сегодня проблема «контрафакта» остается актуальной, несмотря на усилия государственных органов. Важно отметить, что проверки качества бензина проводятся только по обращениям потребителей. Ситуация осложняется поставками дешевого топлива из Казахстана и других нефтедобывающих республик, а также нелегальной продажей топлива, предназначенного для специальной военной операции», - добавил эксперт.

Безусловно, понять и выявить контрафактный бензин при заправке на АЗС практически невозможно. Для этого необходимо предоставить образцы в специализированные лаборатории, которые смогут измерить октановое число, и провести химическую экспертизу.

На заправках можно лишь обратить внимание на некоторые моменты, которые могут насторожить внимательного покупателя.

Во-первых, запах. Чистое топливо обладает характерным ароматом. Если АЗС торгует некачественным бензином, то в продукте можно уловить незнакомые нотки примесей. Часто появляется запах нафталина, сероводорода, ацетона, серы и другие.

Во-вторых, следует обратить внимание на цвет. Настоящий бензин обладает прозрачным или еле желтоватым оттенком. Другие яркие цвета говорят о контрафакте.

Ну и в-третьих, вы сможете понять, что залили некачественное топливо уже после выезда с АЗС. Двигатель автомобиля начнет стучать и чихать, машина начнет терять мощность, а также может появиться черный дым в выхлопе.

При выявлении выше приведенных признаков, можно отправить топливо на экспертизу.

Примечательно, но большинство экспертов уверены, что больше всего подделке поддается АИ-95. Его получают за счет добавления различных химических присадок к АИ-92. Но при подделке довольно сложно точно воссоздать октановое число.

Фальсификатом пользуются не только мелкие самостоятельные АЗС, но и те предприятия, которые заключают договора с крупными сетями для работы по франшизе. Они могут пользоваться корпоративной символикой известной компании, покупать топливо у официальных поставщиков, но им это не мешает пользоваться контрафактом.

Поэтому если хотите заправляться исключительно на брендовых АЗС, то предварительно надо уточнить информацию на стойке информации в реквизитах, в чеке после заправки, на официальном сайте компании. Также иногда могут помочь бонусные карты. Не все предприятия, работающие по франшизе, принимают их.

Передвижные АЗС: польза или вред

Большую популярность на территории России набирают передвижные заправочные станции. Еще по-другому их называют прицеп-топливозаправщик. Это довольно популярный в последнее время вид АЗС, который позволяет в короткие сроки организовать заправку автомобиля в тех местах, где нет стационарных заправок. Также такими мобильными установками часто пользуются передвижные базы и строительные объекты.

Автомобили-топливозаправщики отличаются по объему резервуара (2500–4000, 9500, 20000, 30000, 40000–50000 литров) и функционалу.

Мобильные АЗС обладают рядом преимуществ: автономная работа, легкое передвижение, экономия расхода топлива, простота использования и уход. Но в такие моменты не стоит забывать и о некоторых проблемах такого рода заправок. Например, теневая работа. АЗС часто могут вести свою деятельность без лицензий, продавая некачественное топливо. Также отсутствие необходимого регулирования. В законе не прописана деятельность передвижных заправок, поэтому порой можно столкнуться с единством измерения для разных видов бензина, перевозкой опасных грузов и несоблюдением требований пожарной безопасности. Также в большинстве своем передвижными АЗС владеют физические лица. За недобросовестный труд их можно наказать лишь по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, наказание предусматривает штраф 500–2000 руб.

В связи с этим в России планируют ужесточить контроль за такими станциями заправок. Власти, в частности, предлагают обязать бизнес уведомлять контрольные органы об открытии таких заправок, определить для них специальные места, а также рассмотреть введение административных штрафов. Вопросом активно занимается Росстандарт.

По словам руководителя ведомства Антона Шалаева, такие установки являются новым вызовом для отрасли. Сейчас ведомство готовит изменения для нормативно-правовых актов и стандартов. Это поможет вывести «в свет» мобильные АЗС.

«В мае состоялось совещание, посвященное этому вопросу, и сейчас ведется работа по формированию нормативной базы, чтобы исключить появление «серых» станций, которые невозможно контролировать. Однако стоит признать, что у Ростандарта, который отвечает за контроль качества и стандарты топлива, сегодня ограничены полномочия, из-за чего эффективное регулирование сложно. Уже в 2013 году, с приходом руководителя Алексея Абрамова, было принято решение идти путем легализации и создания стандартов, а не просто проверок. Таким образом, задача состоит в том, чтобы дать людям возможность работать легально, что является наиболее эффективным способом борьбы с контрафактом», - заключил Сергей Канаев.

Теги: