Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

"Нефть больше не нужна". Чем удивили инженеры из США

02.06.2025
Новости

В Нью-Йорке представили устройство, с помощью которого автомобильный бензин можно производить буквально из воздуха. Инвесторы уже вложили в стартап большие деньги, хотя у экспертов пока много вопросов. Заменит ли разработка традиционные НПЗ и заправки — в материале РИА Новости.
"Подойдет любому двигателю"
Компания Aircela провела презентацию на одной из крыш Манхэттена. Модульное устройство размером примерно с холодильник, по форме напоминающее пчелиные соты, изготовило пол-литра топлива словно из воздуха и воды. Как утверждается, система работает на возобновляемых источниках электроэнергии и производит бензин, "полностью совместимый с существующими двигателями и не требующий никаких модификаций".
По словам создателей установки, происходит это так: углекислый газ из атмосферы проходит через специально разработанный объем, где вступает в контакт с жидким сорбентом, содержащим гидроксид калия. Это позволяет эффективно улавливать CO2. Затем Вода посредством электролиза расщепляется на Кислород и водород, который используется на следующем этапе.
Углекислый газ и водород объединяются для создания метанола. метанол преобразуется в бензин во время "известных химических процессов".
Получившееся топливо, как уверяют разработчики, не содержит серы, этанола и тяжелых металлов и подходит для "любого бензинового двигателя".
Устройство можно устанавливать в жилых, коммерческих и промышленных помещениях "с минимальной настройкой".
"Мы не создавали прототип. Мы создали работающую машину", — заявляет генеральный директор Aircela Эрик Дальгрен.

С помощью своего изобретения компания намеревается изменить рынок автомобильного топлива: сейчас его производят на нефтеперерабатывающих заводах и распространяют через автозаправки. Теперь же собственная экологически чистая заправка может быть в каждом доме.
В поддержку проекта высказался топ-менеджер Porsche Карл Думс. Он признался, что сомневался в успехе, но затем понял, что ошибался в прогнозах. "Я убежден, что это знаменует начало долгого и важного пути — пути, влияние которого сегодня все еще сильно недооценено", — заявил он.
Основанная в 2019-м Мией и Эриком Дальгрен компания уже получила поддержку крупных инвесторов, включая Maersk Growth, венчурное подразделение датского судоходного гиганта AP Moller-Maersk. Производство установок планируют начать уже осенью.
"Но есть проблема"
По словам специалистов, химия "не запрещает" подобные разработки — вопросы вызывает экономика проекта.
"Технологии превращения СО2 через метанол в бензин в целом хорошо известны. Такими процессами занимается, в частности, и наш институт вместе с Институтом органической химии РАН (ИОХ РАН)", — говорит Антон Максимов, директор Института нефтехимического синтеза имени Топчиева РАН, грантополучатель Российского научного фонда (РНФ).
Кроме того, российские ИОХ РАН и Институт катализа Сибирского отделения РАН работают над технологией улавливания углекислого газа из воздуха с использованием различных типов реагентов и абсорбентов.

"Но есть основная проблема — стоимость такого улавливания. Она вряд ли может быть низкой, учитывая описание технологии на сайте компании и самих принципов работы, поскольку, например, энергия на разложение гидрокарбоната калия точно будет высока. Кроме того, возникает вопрос об объеме воздуха, который нужно прокачать с учетом концентрации СО2 в нем: речь в лучшем случае о нескольких сотых процента", — объясняет Максимов.
Высока и стоимость водорода, который получается в результате электролиза воды (четыре-шесть долларов за килограмм H2), отмечает ученый. Не удешевляет процесс необходимость использования электричества из возобновляемых источников. В результате такое "экологическое" топливо должно быть дорогим.
"В целом же сами стадии технологии не новы и создать такое устройство при наличии средств сравнительно легко", — добавляет Максимов. Так, в 2022-м в Екатеринбурге запустили опытную установку утилизации дымовых газов, которая позволяет получать метанол и диметиловый эфир в качестве конечных продуктов.
"Тут без шансов"
Разработчикам из Aircela только предстоит доказать коммерческую привлекательность своего проекта. Однако очевидно, что интерес к инновациям в области двигателей внутреннего сгорания будет сохраняться. Несмотря на моду на зеленые технологии, мир пока не готов отказаться от "классического" топлива, считают специалисты.
"Полного отказа от бензиновых авто я бы не ждал, особенно в части легковых автомобилей. Они компактные и менее пригодны для обустройства газового оборудования. Электрокар же еще не скоро сможет соперничать с бензиновым или с газовым автомобилем по длине пробега и скорости зарядки-заправки. Тут без шансов", — уверен популяризатор науки, руководитель пресс-службы ФИЦ ПХФ и МХ РАН Алексей Паевский.

Разрабатывают и двигатели на водороде, однако пока они экономически выгодны лишь для узкого сегмента — автобусы, дальнобойные грузовики, отмечает эксперт.
По приблизительным оценкам, сегодня на бензине работают примерно три четверти автомобилей в мире. Специалисты прогнозируют снижение их доли на рынке — в основном за счет экспансии электрокаров, которые стали модными благодаря Tesla Илона Маска и доступными благодаря китайским производителям. Однако, скорее всего, до конца столетия бензин будет востребован потребителями независимо от того, откуда его получают — из нефти или из воздуха.

Теги: