Лидеры нефтегазовой отрасли внедряют новые разработки для заботы об экологии
С каждым годом все больше российских нефтегазовых компаний внедряют принципы устойчивого развития. Такой подход позволяет не просто работать на имидж, а применять передовые технологии, которые в конечном итоге обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность как внутри страны, так и за ее пределами.
Переходить на "зеленую" сторону добывающие компании стимулирует и государство. В 2021 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Ее цель - достигнуть к заявленному сроку углеродной нейтральности, сохранив при этом устойчивый экономический рост. Также были приняты законодательные изменения, согласно которым с 2023 года все предприятия с выбросами более 150 тонн СО2-эквивалента в год должны предоставлять углеродную отчетность.
Тренд на экологизацию - общемировой. Так, еще в 2020 году участники Нефтегазовой климатической инициативы (туда входят крупнейшие мировые нефтедобывающие компании) объявили о планах снизить углеродный след отрасли. Планировалось, что ежегодно он будет уменьшаться на 36-52 миллиона тонн CO2-эквивалента. Таким образом компании могут решить сразу две задачи - уменьшить негативное воздействие от своей деятельности на окружающую среду, а также повысить конкурентоспособность.
Если раньше добыча углеводородов и бережное отношение к окружающей среде казались вещами несовместимыми, то сегодня ситуация меняется. Нефтяники внедряют различные технологии - от замкнутого цикла водопользования до полного отказа от сжигания попутного газа и применения "умных" систем мониторинга состояния технических средств для предотвращения утечек.
"Технологический арсенал для экологизации отрасли постоянно расширяется, - отмечает профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. - "Зеленые" буровые растворы на водной основе, заменяющие токсичные аналоги, снижают вред для почв и грунтовых вод. Цифровые двойники месторождений позволяют оптимизировать добычу и уменьшить площадь нарушенных земель. Совершенствуются методы геофизического исследования, сокращающие необходимость бурения разведочных скважин. Заслуживают внимания системы улавливания и хранения углерода (CCS), когда вредные выбросы закачиваются обратно в геологические формации".
В первую очередь добывающие компании внедряют передовые технологии, связанные с бурением. Это позволяет одновременно повышать производительность и минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде.
"Применение более мощного бурового оборудования позволяет увеличить диаметр, горизонтальное отклонение и производительность скважин, - поясняет президент Ассоциации инженеров "Национальная палата инженеров" Игорь Мещерин. - Одно современное, более мощное устройство может заменить несколько устаревших, что, конечно же, снижает экологическое влияние. Применение на сухопутных месторождениях морских технологий "Искусственный остров" и "Осьминог" снижает протяженность шлейфов и автодорог".
Многие технологии, которые сегодня внедряют добывающие компании, - российского происхождения. Например, группа исследователей из Томского политехнического университета в 2020 году совместно с коллегами из Университета Лилля (Франция) разработали инновационные сорбенты, способные эффективно собирать нефтяные пятна даже при низких температурах. Разработка помогает устранять аварии, произошедшие на буровых платформах.
Большинство нефтегазовых компаний ведет добычу в регионах с хрупкой природной экосистемой. Именно здесь вопросы восстановления экологии стоят особенно остро. В частности, это касается очищения почвы от нефтяного загрязнения, которое неизбежно происходит при разработке месторождений и прокладке трубопроводов. В советское время государство не обязывало добывающие компании заниматься рекультивацией загрязненных земель. Со временем законодательство менялось, и сегодня, согласно постановлению N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", добывающие компании должны проводить эти мероприятия, если земли загрязнены химическими веществами.
Вопросами рекультивации компании занимаются не первый год, поэтому многие технологии здесь давно проверены и отработаны. Например, используются специальные микроорганизмы, которые ускоряют распад нефтяных продуктов на безопасные элементы. При этом российские ученые не перестают работать над задачами, связанными с восстановлением земель после нефтяного загрязнения. Так, недавно были разработаны биопрепараты для очистки территорий, адаптированные к суровым северным условиям.
Кстати, добывающие компании восстанавливают не только территории, которые были загрязнены недавно, но и земли так называемого исторического наследия, которые ждут своей очереди еще с советских времен. С застарелыми разливами справиться гораздо сложнее, однако и здесь ученые находят приемлемые методы. В частности, разработан специальный биосорбент, способный разлагать на безопасные составляющие нефтяные массы, осевшие в водоеме и находящиеся под слоем ила.
Конечно, экологизация добычи нефти и газа требует серьезных инвестиций и компании готовы идти на такие меры. Дело в том, что в долгосрочной перспективе эти вложения окупаются и приносят пользу.
"Экологические нормативы ужесточаются, и за выбросы сверх лимита компании платят миллиарды рублей штрафов, - отмечает директор Городского центра экологических экспертиз Александр Стаканов. - Внедрение "чистых" технологий снижает эти расходы".
Растет и привлекательность компаний в глазах международных фондов и инвесторов, которые все чаще ориентируются на ESG-стандарты. Поэтому "зеленые" компании получают доступ к более дешевым финансовым ресурсам. Плюс повышается эффективность добычи. Например, утилизация попутного нефтяного газа и его использование в качестве топлива снижает затраты на электроэнергию для месторождений.
"Добывающие компании постепенно переходят от восприятия экологических мероприятий как обременения к пониманию долгосрочных выгод: улучшение репутации, доступ к финансированию, снижение издержек из-за аварий, - отмечает Надежда Капустина. - И в последние годы мы видим определенный прогресс в минимизации экологического воздействия от нефтегазового сектора".