Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Дорожающий газ подкрался к российским потребителям.

Почему поднимают тарифы на газ, объясняют эксперты нефтегазовой отрасли
Потерю экспортных доходов надо чем-то компенсировать, так что домохозяйствам и промышленности РФ стоит готовить кошельки
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила увеличить тарифы на газ для всех потребителей в РФ, включая население и промышленность, на 8% с июля 2024 года и еще раз — с июля 2025 года.
В ФАС уверяют, что оптовые цены на газ учитываются при формировании цен для потребителей. В ведомстве также сообщили, что эти средства от повышения цен направят на газификацию регионов и строительство новых газопроводов. Идею положительно оценили в Минэнерго, заявив, что индексация тарифов позволит сохранить надежное обеспечение конечного потребителя газом за счет реализации инвестиционных программ компаний. В ведомстве напомнили о необходимости финансирования модернизации и трат на поддержание уже существующих коммуникаций.
"Сегодня около 30% российских газопроводов находятся в эксплуатации уже более 40 лет […] индексация тарифов позволит ускорить темп реализации программы социальной газификации, которая стала бессрочной. Благодаря ей газ уже доведен до границ более чем 600 тыс. земельных участков",
— заявили в министерстве.
Переложить расходы "Газпрома" на других — единственный выход?
Даже в 2020-м году, когда доходы от экспорта российского газа серьезно сократились из-за низких цен на мировых рынках и малого спроса, оптовые цены на газ для всех категорий потребителей России повысили с 1 августа только на 3%. Однако после этого ФАС увеличила темп. 1 декабря 2022 года произошло повышение цен на газ в России на 8,5%. Тогда это привело к росту стоимости счетов за ЖКХ. По сути, начал работать принцип "меньше заработали на экспорте — компенсировали за счет повышения тарифов на внутреннем рынке".
Надо признать, что логика в этом присутствует. По итогам 2022-го "Газпром" вынужден был уменьшить объем экспорта голубого топлива в дальнее зарубежье почти на 46%. По этой причине чистая прибыль российского холдинга, как следует из отчетности по МСФО за 2022 год, сократилась на 41,4%, до 1,226 трлн руб. Но несмотря на это никто в правительстве не отменил программу социальной газификации, а проекты вроде "Силы Сибири-2" не свернули.
Нынешняя инициатива ФАС по индексации регулируемых цен на газ на 8% несколько отличается от прогнозов Минэкономразвития, в которых в период 2024–2025 годов — с 1 июля 2024 года и 1 июля 2025 года — тарифы должны вырасти на 7%. Кстати, в апреле ведомство представило новый прогноз, где рост цен вообще не упоминался. Оправданы ли такие меры, предлагаемые ФАС и можно ли их считать единственно верным решением для экономики РФ?
"РФ потеряла премиальный рынок в Евросоюзе, причем, похоже, либо навсегда, либо на очень долгий период. Компенсировать его за счет других экспортных направлений быстро не получится. Ждать такой же доходности от них придется долго, ведь создание инфраструктуры и каналов сбыта — это годы работы. Полностью переключиться на внутренний рынок, чтобы сбывать туда такой же объем, что шел на европейском направлении, тоже не выйдет. Со стратегической точки зрения это делать, конечно, нужно. Но сейчас на нем не получится столько же зарабатывать хотя бы потому, что он привык работать в режиме дотаций за счет экспортных доходов, которые сегодня серьезно уменьшились.
При этом никуда не делись обязательства „Газпрома": строительство газотранспортных систем внутри РФ, обслуживание уже существующих, обустройство ресурсной базы для новых проектов, вроде „Силы Сибири-2" и, кстати, их реализация тоже", — рассказал в беседе с "НиК" главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По его мнению, выходов из ситуации в перспективе несколько.
Первый — сокращать инвестиционные программы "Газпрома" в соответствии с текущим графиком поступления доходов от реализации газа на всех рынках. Побочный эффект от такого подхода — это постепенное замедление развития отрасли газодобычи и всего, что с ней связано.
Второй — реформирование внутреннего рынка газа РФ до состояния полноценного, т. е. где как и в случае с оптовыми закупками электроэнергии или топлива, цены формируются балансом спроса и предложения, а также конкуренцией.
Для "Газпрома" в данный момент это не очень удобный вариант. У компании, среди прочих, довольно серьезная социальная нагрузка. Он, в отличие от НОВАТЭКа или "Роснефти", отвечает за социальную газификацию населения, и холдинг обязан поставлять газ в регионы, даже если те вовремя не оплачивают счета. Если в РФ сегодня будет работать полноценный внутренний рынок, "Газпром" не сможет предлагать конкурентоспособную цену, уступая место другим компаниям, у которых не такая нагрузка за счет обязательств по крупным и социальным проектам. Правда, надо признать, что "Газпром" — это все-таки крупная компания, где в отдельных регионах или городах России у него физически конкурентов нет.
"Разумеется, в таких условиях для „Газпрома" логичнее всего лоббировать повышение цен на газ, ведь для покрытия инвестиционных затрат ему нужен рост доходов. А учитывая тот факт, что увеличение стоимости электричества и топлива внутри РФ носил опережающий характер по сравнению с ценой газа, решение ФАС было вполне предсказуемым. Разумеется, для населения и промышленности это все крайне неприятный момент. Но единственная рабочая альтернатива — создание инструментов полноценного внутреннего рынка — будет наносить ущерб „Газпрому", что отразится на отрасли.
Я бы сказал, что это необходимый шаг, но исключительно тактический, ситуативный. Постоянно повышать стоимость газа, оправдывая это необходимостью развития отрасли — крайне опасная затея. В перспективе все же нужно создавать условия, чтобы „Газпром", как и другие компании, могли бы все больше зарабатывать внутри РФ. Тогда и полноценный внутренний рынок будет честным по отношению к потребителю и продавцу. Проблема в том, что для этого нужно обеспечить инфраструктуру, чтобы покупатели могли приобретать все больше газа. Это будет возможно, когда реализуют программы по газификации Дальнего Востока, социальной газификации, подведут коммуникации к домохозяйствам, которые не способны самостоятельно оплатить такие работы. В итоге замкнутый круг — чтобы избежать роста цен на газ, нужно увеличить внутреннее потребление, а для этого понадобится много денег на постройку коммуникаций, причем средств от экспорта все меньше, значит нужно набирать их за счет увеличения тарифов внутри РФ, пока не реализуются все проекты", — заключил Алексей Громов.
Заменит ли внутренний рынок экспортные объемы?
Короткий ответ — нет. В 2021 году "Газпром" экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд кубометров газа, что на 5,8 млрд больше, чем в 2020 году. За 2022 год, по словам главы госкорпорации Алексея Миллера, экспорт в страны дальнего зарубежья составил 100,9 млрд кубометров.
В 2022 году потребление природного газа в России выросло до 484 млрд кубометров. Для сравнения: в 2021-м — 470 млрд, в 2020-м — 460 млрд, в 2019-м — 479 млрд. Это значит, что в обозримом будущем потребители в РФ, включая домохозяйства и промышленность, не смогут "впитать в себя" те объемы (примерно 80 млрд кубометров), которые еще совсем недавно шли в другие страны. Такое количество голубого топлива попросту некуда девать. Разворот российского экспорта на Восток, безусловно, имеет потенциал, но пока нет достаточных мощностей по доставке энергоресурсов в желаемом для РФ объеме.
Полностью списывать со счетов внутреннее потребление в перспективе, конечно, нельзя. Одним из драйверов роста должна стать программа социальной газификации в России, которая была запущена в 2021 году. Она предполагает, что уровень газификации регионов вырастет с 71% в 2020 году до 82,9% к 2030-му. Правительство оценивало затраты на нее в 567 млрд руб. В 2022-м программу сделали бессрочной. В целом, в стране наблюдается последовательный рост газификации.

Почему поднимают тарифы на газ, объясняют эксперты нефтегазовой отрасли
Потерю экспортных доходов надо чем-то компенсировать, так что домохозяйствам и промышленности РФ стоит готовить кошельки
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила увеличить тарифы на газ для всех потребителей в РФ, включая население и промышленность, на 8% с июля 2024 года и еще раз — с июля 2025 года.
В ФАС уверяют, что оптовые цены на газ учитываются при формировании цен для потребителей. В ведомстве также сообщили, что эти средства от повышения цен направят на газификацию регионов и строительство новых газопроводов. Идею положительно оценили в Минэнерго, заявив, что индексация тарифов позволит сохранить надежное обеспечение конечного потребителя газом за счет реализации инвестиционных программ компаний. В ведомстве напомнили о необходимости финансирования модернизации и трат на поддержание уже существующих коммуникаций.
"Сегодня около 30% российских газопроводов находятся в эксплуатации уже более 40 лет […] индексация тарифов позволит ускорить темп реализации программы социальной газификации, которая стала бессрочной. Благодаря ей газ уже доведен до границ более чем 600 тыс. земельных участков",
— заявили в министерстве.
Переложить расходы "Газпрома" на других — единственный выход?
Даже в 2020-м году, когда доходы от экспорта российского газа серьезно сократились из-за низких цен на мировых рынках и малого спроса, оптовые цены на газ для всех категорий потребителей России повысили с 1 августа только на 3%. Однако после этого ФАС увеличила темп. 1 декабря 2022 года произошло повышение цен на газ в России на 8,5%. Тогда это привело к росту стоимости счетов за ЖКХ. По сути, начал работать принцип "меньше заработали на экспорте — компенсировали за счет повышения тарифов на внутреннем рынке".
Надо признать, что логика в этом присутствует. По итогам 2022-го "Газпром" вынужден был уменьшить объем экспорта голубого топлива в дальнее зарубежье почти на 46%. По этой причине чистая прибыль российского холдинга, как следует из отчетности по МСФО за 2022 год, сократилась на 41,4%, до 1,226 трлн руб. Но несмотря на это никто в правительстве не отменил программу социальной газификации, а проекты вроде "Силы Сибири-2" не свернули.
Нынешняя инициатива ФАС по индексации регулируемых цен на газ на 8% несколько отличается от прогнозов Минэкономразвития, в которых в период 2024–2025 годов — с 1 июля 2024 года и 1 июля 2025 года — тарифы должны вырасти на 7%. Кстати, в апреле ведомство представило новый прогноз, где рост цен вообще не упоминался. Оправданы ли такие меры, предлагаемые ФАС и можно ли их считать единственно верным решением для экономики РФ?
"РФ потеряла премиальный рынок в Евросоюзе, причем, похоже, либо навсегда, либо на очень долгий период. Компенсировать его за счет других экспортных направлений быстро не получится. Ждать такой же доходности от них придется долго, ведь создание инфраструктуры и каналов сбыта — это годы работы. Полностью переключиться на внутренний рынок, чтобы сбывать туда такой же объем, что шел на европейском направлении, тоже не выйдет. Со стратегической точки зрения это делать, конечно, нужно. Но сейчас на нем не получится столько же зарабатывать хотя бы потому, что он привык работать в режиме дотаций за счет экспортных доходов, которые сегодня серьезно уменьшились.
При этом никуда не делись обязательства „Газпрома": строительство газотранспортных систем внутри РФ, обслуживание уже существующих, обустройство ресурсной базы для новых проектов, вроде „Силы Сибири-2" и, кстати, их реализация тоже", — рассказал в беседе с "НиК" главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По его мнению, выходов из ситуации в перспективе несколько.
Первый — сокращать инвестиционные программы "Газпрома" в соответствии с текущим графиком поступления доходов от реализации газа на всех рынках. Побочный эффект от такого подхода — это постепенное замедление развития отрасли газодобычи и всего, что с ней связано.
Второй — реформирование внутреннего рынка газа РФ до состояния полноценного, т. е. где как и в случае с оптовыми закупками электроэнергии или топлива, цены формируются балансом спроса и предложения, а также конкуренцией.
Для "Газпрома" в данный момент это не очень удобный вариант. У компании, среди прочих, довольно серьезная социальная нагрузка. Он, в отличие от НОВАТЭКа или "Роснефти", отвечает за социальную газификацию населения, и холдинг обязан поставлять газ в регионы, даже если те вовремя не оплачивают счета. Если в РФ сегодня будет работать полноценный внутренний рынок, "Газпром" не сможет предлагать конкурентоспособную цену, уступая место другим компаниям, у которых не такая нагрузка за счет обязательств по крупным и социальным проектам. Правда, надо признать, что "Газпром" — это все-таки крупная компания, где в отдельных регионах или городах России у него физически конкурентов нет.
"Разумеется, в таких условиях для „Газпрома" логичнее всего лоббировать повышение цен на газ, ведь для покрытия инвестиционных затрат ему нужен рост доходов. А учитывая тот факт, что увеличение стоимости электричества и топлива внутри РФ носил опережающий характер по сравнению с ценой газа, решение ФАС было вполне предсказуемым. Разумеется, для населения и промышленности это все крайне неприятный момент. Но единственная рабочая альтернатива — создание инструментов полноценного внутреннего рынка — будет наносить ущерб „Газпрому", что отразится на отрасли.
Я бы сказал, что это необходимый шаг, но исключительно тактический, ситуативный. Постоянно повышать стоимость газа, оправдывая это необходимостью развития отрасли — крайне опасная затея. В перспективе все же нужно создавать условия, чтобы „Газпром", как и другие компании, могли бы все больше зарабатывать внутри РФ. Тогда и полноценный внутренний рынок будет честным по отношению к потребителю и продавцу. Проблема в том, что для этого нужно обеспечить инфраструктуру, чтобы покупатели могли приобретать все больше газа. Это будет возможно, когда реализуют программы по газификации Дальнего Востока, социальной газификации, подведут коммуникации к домохозяйствам, которые не способны самостоятельно оплатить такие работы. В итоге замкнутый круг — чтобы избежать роста цен на газ, нужно увеличить внутреннее потребление, а для этого понадобится много денег на постройку коммуникаций, причем средств от экспорта все меньше, значит нужно набирать их за счет увеличения тарифов внутри РФ, пока не реализуются все проекты", — заключил Алексей Громов.
Заменит ли внутренний рынок экспортные объемы?
Короткий ответ — нет. В 2021 году "Газпром" экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд кубометров газа, что на 5,8 млрд больше, чем в 2020 году. За 2022 год, по словам главы госкорпорации Алексея Миллера, экспорт в страны дальнего зарубежья составил 100,9 млрд кубометров.
В 2022 году потребление природного газа в России выросло до 484 млрд кубометров. Для сравнения: в 2021-м — 470 млрд, в 2020-м — 460 млрд, в 2019-м — 479 млрд. Это значит, что в обозримом будущем потребители в РФ, включая домохозяйства и промышленность, не смогут "впитать в себя" те объемы (примерно 80 млрд кубометров), которые еще совсем недавно шли в другие страны. Такое количество голубого топлива попросту некуда девать. Разворот российского экспорта на Восток, безусловно, имеет потенциал, но пока нет достаточных мощностей по доставке энергоресурсов в желаемом для РФ объеме.
Полностью списывать со счетов внутреннее потребление в перспективе, конечно, нельзя. Одним из драйверов роста должна стать программа социальной газификации в России, которая была запущена в 2021 году. Она предполагает, что уровень газификации регионов вырастет с 71% в 2020 году до 82,9% к 2030-му. Правительство оценивало затраты на нее в 567 млрд руб. В 2022-м программу сделали бессрочной. В целом, в стране наблюдается последовательный рост газификации.

Теги: Газпром

Похожие новости: