НПП "Бурение" заподозрили в создании схемы ухода от многомиллионных налогов.
Налоговики обвинили одного из крупнейших региональных подрядчиков нефтяных предприятий, ООО "НПП "Бурение", в создании фиктивного документооборота с контрагентами с помощью фирм-однодневок.
По мнению юристов, претензии фискалов чреваты для компании Ивана Попова не только взысканием около 200 млн рублей в казну, но и уголовным преследованием.
ООО "Научно-производственное предприятие "Бурение" (НПП "Бурение") зарегистрировано в Самаре в 2011 году. Центральный офис организации, как указывается на ее официальном сайте, находится в Отрадном. Компания предоставляет услуги по строительству, бурению, освоению и капитальному ремонту скважин (КРС). По состоянию на 2021 год предприятие располагало 15 буровыми и 27 бригадами КРС. Всего в его штате числится 1463 человека. География заказов компании охватывает в основном Оренбургскую, Самарскую и Саратовскую области.
По результатам 2021 года НПП "Бурение" выручило 7,88 млрд рублей. При этом чистая прибыль предприятия оказалась равна 728,756 млн рублей. Учредителем и директором компании выступает Иван Попов.
В 2021 году с выездной проверкой предприятие посетили специалисты Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Самарской области. В ходе этого мероприятия они выявили признаки создания компанией фиктивного документооборота с целью завышения расходов по налогу на прибыль и вычетов при расчете НДС.
Фискалы обнаружили, что заявленные НПП "Бурение" в качестве контрагентов ООО "Ресурс", ООО "Семечка Поволжья", ООО "Геоинвест" и ООО "СТЛ" на самом деле не оказывали тому никаких услуг. Хотя в своих отчетах представители предприятия указывали, что они осуществляют перевозки рабочих, техники и материалов, а также предоставляют организации Попова спецтехнику. Согласно данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Ресурс" зарегистрировано в 2014 году в Самаре, однако позже "переехало" в Тюмень. Основным видом деятельности компании указывается оптовая торговля зерном. Ее финансовая отчетность не раскрывается. Учредителем и директором "Ресурса" выступает Наталья Борисова. В 2019 году было принято решение об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с тем, что сведения о нем оказались недостоверными. ООО "Семечка Поволжья" зарегистрировано в 2002 году. Как и "Ресурс", оно вело свою деятельность в области оптовой торговли зерном. В последний раз "СП" раскрывала свою финансовую отчетность в 2013 году. Тогда компания выручила 3,172 млн рублей, получив убыток в 200 тыс. Владельцем и директором "Семечки Поволжья" значился Алексей Ванюхин. В 2016 году организацию присоединили к малоизвестному ООО "Профсистема Групп" и она перестала существовать. Идентифицировать ООО "Геоинвест" и ООО "СТЛ" не удалось.
В пользу аргументов налоговиков свидетельствовало отсутствие у перечисленных контрагентов персонала, основных и транспортных средств. ФНС также обратила внимание на то, что все они исключены из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений о них, а также ввиду реорганизации или прекращения деятельности. Учредитель "Ресурса" Наталья Борисова в свою очередь на допросе у инспекторов рассказала, что "регистрировала множество предприятий, и о данной организации ей ничего не известно". По версии налоговиков, транспортные услуги и услуги спецтехники обеспечивались собственными силами НПП "Бурение", а также подконтрольным Ивану Попову ООО "Парфеновское". Аналогичные работы для предприятия, согласно выводам специалистов Межрайонной инспекции ФНС, выполнялись еще Поповым и его родственницей, трудившимися в качестве индивидуальных предпринимателей.
Под сомнения поставили фискалы и сделки НПП "Бурение" с ООО "Буровойинструмент" и ООО "Релинформ", якобы оказывавшими компании услуги по проведению вышкомонтажных работ. Первое было зарегистрировано в Самаре в 2014 году. Основным видом деятельности организации выступала оптовая торговля прочими машинами и оборудованием. Учредителем ООО "Буровойинструмент" в последние годы работы компании был директор ООО "Парфеновское" Сергей Корнилов. В 2016-м ее ликвидировали. "Релинформ", по данным госрегистрации, функционировал с 2010 года, проводя операции с недвижимым имуществом. Владельцем компании выступал Леонид Новиков, генеральным директором — Игорь Шестаков. Помимо "Релинформа" Новиков и Шестаков владеют или управляют еще рядом малоизвестных организаций. Все они на данный момент либо ликвидированы, либо находятся в банкротстве.
Как обнаружилось в ходе проверки, "Буровойинструмент" и "Релинформ" не обладают необходимыми свидетельствами о допуске к проведению вышкомонтажных работ. Зато оно имеется у НПП "Бурение", чьих сотрудников в своих журналах фиксировали заказчики предприятия, когда те выполняли аналогичные задания на объектах. А вот участие ООО "Буровойинструмент" и "Релинформа" в вышкомонтажных работах с клиентами организации Ивана Попова не согласовывалось. Опрошенные налоговиками свидетели также заявили о том, что этот вид деятельности НПП "Бурение" выполняло своими силами.
То есть, по логике фискалов, фактически эти контрагенты НПП "Бурение" отвечали признакам фирм-однодневок. Фирмы-"помойки" активно используются бизнесом для оптимизации налогооблагаемой базы. Другой вопрос, что сами предприятия не всегда самостоятельно могут оценить, кто является добросовестным контрагентом, а кто нет. При этом фискалы спорную ситуацию трактуют именно как использование налогоплательщиком оптимизационных схем, а не как недобросовестность его подрядчиков. При этом размеры доначислений фискалов могут достигать астрономических размеров. Например, нефтегорскому заводу "Росскат" насчитали претензии, исчислявшиеся миллиардами рублей.
В результате налоговики пришли к выводу, что заявленная компания сознательно уменьшила сумму налоговых отчислений, которые ей предстояло уплатить в бюджет. В ноябре 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №21 по Самарской области привлекла предприятие к налоговой ответственности и доначислила ему НДС в сумме 58,482 млн рублей, налог на прибыль организаций — 64,98 млн рублей, пени — 56,81 млн рублей. В общей сложности сумма доначислений составила 180,274 млн рублей. Иван Попов с таким решением не согласился. Сначала НПП "Бурение" обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Самарской области. Однако фискалы не нашли оснований для ее удовлетворения. Летом 2022 года компания потребовала признать недействительным решение инспекции уже в самарском арбитраже. В ходе заседания представители НПП "Бурение" уверяли, что "в материалах проверки не представлено отвечающих критериям достаточности, достоверности и допустимости доказательств, неопровержимо свидетельствующих о наличии признаков фиктивности сделок общества с контрагентами ООО "Ресурс", ООО "Семечка Поволжья", ООО "Геоинвест", ООО "СТЛ" — и их направленности на уход от налогообложения". Они также отмечали, что "выводы об умышленном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни с целью завышения расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС в отношении ООО "Релинформ", ООО "Буровойинструмент" — неправомерны". Но судьи встали на сторону налоговиков. В конце ноября 2022 года они отказали представителям предприятия в иске. В январе 2023 года НПП "Бурение" обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой уже на это решение. К настоящему моменту заявление компании Попова еще не рассмотрено.
Получить какие-либо комментарии по теме в НПП "Бурение" не удалось. Эксперты отмечают, что в последнее время иски, в основе которых лежит требование о признании недействительным решения налогового органа о доначислении обязательных платежей (якобы уменьшенных ввиду создания фиктивного документооборота с контрагентами), появляются все чаще. "При этом налогоплательщик не всегда действительно совершал это правонарушение. В последнее время заметна тенденция, согласно которой налоговики отдают предпочтение показаниям свидетелей, а не документам. А как мы знаем, нередко бывает так, что в ответ на вопросы инспекторов опрашиваемые уверяют, что ничего не знают. С одной стороны, конечно, это может свидетельствовать в пользу предположений ФНС о том, что контрагент налогоплательщика действительно не сотрудничал с последним. А с другой стороны, выхваченный инспекторами свидетель действительно может не владеть всей информацией. В подобных ситуациях, защищая клиента, мы обычно инициируем повторный опрос свидетелей. Это позволяет расставить все точки над i. Судить о том, как разрешится конфликт ФНС и НПП "Бурение", пока сложно. Тем не менее складывающаяся практика рассмотрения исков, в рамках которых бизнес пытается доказать, что никакого фиктивного документооборота не было, свидетельствует о том, что судьи редко встают на сторону налогоплательщиков", — говорит адвокат Самарской областной коллегии адвокатов Вахтанги Арзиани. По его мнению, конфликты с налоговой, выявившей в организации подозрительные сделки, ввиду которых была уменьшена налогооблагаемая база, также могут быть чреваты для юридических лиц и уголовным делом.