Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Почему Сахалин и Курильские острова стали интересны инвесторам.

В Санкт-Петербурге — конец дня. А на Сахалине — почти ночь. В рамках открытого интервью (можно посмотреть видеозапись интервью на сайте "ЭПР") мы начинаем общаться с министром энергетики Сахалинской области Михаилом Гузенко. И первой обсуждаем недавнюю новость о том, что Сахалинская область стала лидером "Регионального инвестиционного рейтинга в области ВИЭ для регионов, расположенных на территории неценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности в изолированных энергосистемах РФ".
— Михаил Александрович, по ряду показателей ваш регион значительно опередил другие. Что, с вашей точки зрения, сыграло основную роль в том, что регион занял первое место?
— Во-первых, Сахалинская область и Курилы — единственный регион Российской Федерации, полностью расположенный на островах. Значит, у нас есть преимущества: вокруг нас море, дуют ветра, то есть у нас достаточно серьезный "ветропотенциал" для развития возобновляемых источников энергии. Плюс много солнца, особенно в зимнее время года. Когда я приехал на Сахалин, для меня было удивительно, что зимой без солнечных очков на улицу невозможно выйти.
Кроме того, у нас достаточно серьезный потенциал геотермальной энергетики. На острове Кунашир действует Менделеевская ГеоТЭС. На острове Итуруп раньше была геотермальная океанская станция, которую мы планируем возродить и сейчас подбираем инвестора. Уже разработано технико-экономическое обоснование данного проекта и в СИПР (схема и план развития) электроэнергетики региона внесены соответствующие решения.
— Согласно рейтингу, Сахалинская область и Курилы — лучший (с точки зрения инвесторов) регион. Казалось бы, страна и действующие правила единые. Неужели отношение региональных властей к инвесторам как-то меняется от региона к региону?
— На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме была озвучена новость о том, что Сахалинская область вошла в пятерку регионов — лидеров в рейтинге инвестиционной привлекательности. Это заслуга в первую очередь команды руководителей Сахалинской области. Важно отношение к инвестору, в том числе скорость выделения земельных участков, быстрота присоединения к ресурсам — электрической, тепловой энергии и так далее. Это говорит о том, что Сахалинская область имеет определенные преимущества перед рядом других регионов. И инвестору на Сахалине и Курилах комфортно.
Также, как вы наверняка знаете, на Курильских островах по решению руководства страны введен особый преференциальный режим для развития бизнеса. Это существенный плюс для инвесторов.
— Сейчас наблюдаются две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, уходят зарубежные фирмы, с другой — российские компании оценивают потенциал в тех областях, где нужно прямо сейчас с ходу заняться импортозамещением. Как сказался уход зарубежных компаний, работающих в области энергетики, на вашем регионе?
— В части возобновляемых источников энергии я не вижу каких-либо изменений. В других сегментах ТЭКа, например нефте- и газодобычи, уход зарубежных компаний, конечно, повлиял. Но если кто-то уходит, то кто-то должен занять освободившееся место. Это новое окно возможностей для отечественного нефтесервиса, для наших ремонтных компаний, и тем самым мы видим определенное окно возможностей, которым нужно правильно воспользоваться нашим компаниям.
Для этого в Южно-Сахалинске в этом году мы ведем активное строительство нефтегазового парка. Эта территория позволит совместить и производство, чтобы локализовать, и его ремонт. Тем более когда мы видим, что определенные компании из недружественных нам стран уходят, мы должны создать условия для развития на Сахалине производств.
1. На островах постоянно дуют ветра.
2. Много солнца, особенно в зимнее время года.
3. Серьезный потенциал геотермальной энергетики.
4. Особый преференциальный режим для развития бизнеса.
— В Сахалинской области запущен эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов, уже получивший название "Сахалинский эксперимент". Могли бы вы вкратце рассказать, в чем он заключается и какую роль играют ВИЭ в этой программе?
— В первую очередь, можно сказать следующее: президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан закон о начале Сахалинского эксперимента, вступивший в силу 1 сентября. Сам эксперимент состоит из двух частей.
Цель первой части — это достижение углеродной нейтральности, цель второй — создание рынка углеродных единиц.
Мы определили объем выбросов парниковых газов, которые производит наша экономика, посчитали и верифицировали соответствующую информацию по поглощающей способности наших лесов. А местность у нас лесистая… В соответствии с этими расчетами мы определили определенную дельту. То есть выбросы парниковых газов, с одной стороны, и поглощающая способность лесов — с другой, и вот дельту нам и нужно нейтрализовать.
— Чтобы баланс сошелся до нуля, так?
— Да, а как это сделать? Во-первых, мы рассчитали эту дельту. Во-вторых, разработали определенные инструменты декарбонизации. К примеру, мы переводим жидкотопливные и угольные котельные с угля, керосина и мазута на природный газ, который добывается на Сахалине.
Также здесь действует первый в России завод крупнотоннажного СПГ. Принята программа ПАО "Газпром" о газификации Сахалина и Курильских островов, (85% за счет сетевого газа и 15% за счет сжиженного природного газа). СПГ мы планируем газифицировать труднодоступные районы, в том числе и Курильские острова. Сетевым газом обеспечивать территорию острова Сахалин. Так вот, газификация — это существенный инструмент декарбонизации.
Еще один инструмент — это перевод техники с жидкого вида топлива на газомоторную и электрическую тягу. В Сахалинской области действует соответствующая программа.
И конечно, еще один инструмент декарбонизации — развитие возобновляемых источников энергии. При вводе мощностей ВИЭ мы в первую очередь экономим ископаемые виды топлива. Например, на Сахалине в основном для генерации электрической энергии сжигается природный газ и определенная часть угля. На Курильских островах — дизельное топливо. И при постепенном переводе на возобновляемые источники энергии, естественно, будет сокращаться расход углеводородов.
— И мы сохраним острова чистыми и зелеными…
— Да! Подчеркну, возобновляемые источники энергии для нас — это не только экономия денежных средств, но и серьезный инструмент декарбонизации.

Теги: